» » » » Холодный запуск двигателя: нужно ли прогревать двигатель в морозы?

Холодный запуск двигателя: нужно ли прогревать двигатель в морозы?

Нужно ли после пуска выстуженного мотора прогревать его на месте, или можно сразу отправиться в путь?

Механика, забывшего прогреть мотор броневика, в лихие годы могли и к стене поставить — за вредительство. В те времена машину прогревали медленно, постепенно, оберегая от повреждений. Но современные двигатели в этой процедуре не нуждаются, их надежность стала неизмеримо выше. Благодарить за это следует не только конструкторов и технологов, но и разработчиков новых материалов, топлив, технических жидкостей, высококачественных смазок. В то же время теперь больше возможностей беречь живую природу, для которой автомобиль — далеко не лучший друг. Конечно, мы его используем. Но разумно ли используем?

У это й проблемы две стороны.

Первая — техническая: какой режим прогрева лучше для мотора? Вторая — экологическая: как совместить любовь к автомобилю с бережным отношением к планете?

Холодный пуск, особенно после сильных морозов, для поршневого двигателя тот еще стресс! Зазоры между стылыми деталями совершенно не те, что должны быть на горячем двигателе, — вспомните о тепловом расширении разнородных материалов. К тому от предыдущей поездки на них остался лишь тонкий налет масла. А что в картере? Неразумно экономить, покупая масло сомнительного происхождения, но подешевле. Кстати, если двигатель исправен, то затраты даже на самое лучшее масло несравнимы с расходами на топливо. Скажем, вы сменили масло, потратив $60, до следующей замены предполагаете проехать 10 000 километров. Сколько денег уйдет на топливо? $900–1300! Впечатляет? Сэкономив несколько тысяч тенге н, а масле, рискуете купить продукт, который существенно сократит ресурс двигателя. Например, в ядреный мороз горе-масло настолько густеет, что непосредственно после пуска двигателя к трущимся парам почти не поступает.

Уж лучше бы мотор в такой мороз вообще не завелся — ведь интенсивный износ неизбежен.

Когда список российских автомобильных масел был короче надписи на заборе, родилась байка: «Один холодный пуск изнашивает детали холодного двигателя, как 1 000 километров реального пробега». И немалая доля правды в этом была. «Жигулевское» масло в 25-градусный мороз само по себе из банки не вытекало. Бывало, через 10–15 секунд после пуска мотор начинал стучать: масло, выкачанное насосом, не стекало обратно в картер, оголившийся приемник насоса прихлебывал воздух, загоралась лампа «низкое давление».

Сегодня можно купить моторное масло по сезону. Но все первые секунды после пуска двигатель работает при минимуме смазки. Вот тут важны и свойства масла, и исправность всех систем. При пуске с полуоборота о масляном голодании можно и не говорить. Но у некоторых чудаков моторы всегда заводятся плохо — а несгоревший бензин, конденсируясь на стенках цилиндров, смывает остатки масла. Преждевременный ремонт двигателя неизбежен.

Если, используемое в двигателе масло правильное, то оно и в мороз сохраняет достаточную текучесть и возможность пуска двигателя без чрезмерного износа. Но — не в любой мороз! Большинство автопроизводителей оговаривают нижний предел температуры, при которой пуск двигателя еще возможен. Это всего лишь -25 по Цельсию. Если житель Якутии в 60-градусный мороз раскатывает на машине, мы рады з, а него, но условия заводских гарантий, в сущности, нарушены. Отвечать за последствия — владельцу. А мотор — еще не вся машина. Крепко достается в мороз коробке передач, сайлент-блокам, шинам, амортизаторам и т. д.

Так что же, греть на месте или сразу ехать? При низких оборотах холостого хода в цилиндрах сгорает мало топлива, прогрев затягивается, зато меньше конфликтов между расширяющимися деталями из разных материалов. А при прогреве мотора в движении, с нагрузками термические напряжения в деталях порой значительны.

В то же время на холостом ходу удлиняется переход от холодного состояния двигателя к горячему, замедляется прогрев масла, покрываются нагаром и капризничают свечи, а перебои в двигателе — это выброс несгоревшего топлива в нейтрализатор, что и для него губительно, и к пожару может привести.

Итак, сам по себе пуск холодного двигателя и его прогрев, с точки зрения железок, в любом случае вреден. Им бы вообще не работать. Но что думают об этом специалисты автомобильных компаний? Большинство из них считает, что прогрев двигателя на месте ничем не оправдан.

Сегодня куда более важны экологические проблемы. Мотор, тарахтящий на холостом ходу, — источник целого букета токсичных соединений. С переходом от карбюраторов к впрыску жить стало проще, но не во всем. Даже инжекторный двигатель, пока он не прогрет, для устойчивой работы требует обогащения смеси. Вот такая и подается в цилиндры.

Короче: если используете современные высококачественные масла, прогревать мотор на холостом ходу нет необходимости. Польза от этого туманна, а вред очевиден. Правильнее пустить двигатель, подождать, пока закачается масло в головки цилиндров, это примерно секунд 30 для рядовых легковушек, и, убедившись, что все в порядке трогаться.

Конечно, не следует сразу же давить педаль акселератора в пол. Километр-другой дадим мотору прийти в норму, а заодно разогреем движением агрегаты трансмиссии, шины, всевозможные резинки в подвеске, амортизаторы. В конечном счете машина прогреется и нанесет минимум вреда окружающей середе — и нам с вами.

Увы, в пику бережному отношению к природе у нас назойливо рекламируют всевозможные системы для дистанционного пуска двигателя. Мол, к вашему выходу из дома не только мотор, но и салон автомобиля будет теплым. Убедить владельца в зловредности этой опции далеко непросто. Порой вся надежда на кактус.

Источник: ЗР.

9 936 0 23-11-2011
Комментарии:
Войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь для комментирования публикаций.
Выгодные авиабилеты