Доклад начальника отдела образования А. Мусырман на августовском совещании работников образования г. Петропавловска 2012 года «Модернизация системы об
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Президент страны, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчеркнул: «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования». Сегодня она осуществляется по всем приоритетным направлениям.
Финансирование, ориентированное на результат, является составной частью реформ. Только за этот год общий объем субсидирования системы образования города возрос в 1,2 раза с 5,2 до 6,1 млрд. тенге. Однако, пришло время оценивать расходы на содержание учреждений с позиции эффективности. С этой целью в общеобразовательных школах с 2015 года будет введен механизм подушевого финансирования с учетом фактического количества детей. Данный подход сегодня используется в дошкольном воспитании. В республиканский пилотный прект по данному направлению включена СШ № 7.
Первым звеном возрастного образования, как целостного лифта, является дошкольное воспитание. Благодаря президентской программе «Балапан», за 2,5 года в городе введено 1365 мест, что позволило увеличить охват детей до 65%. Целенаправленная работа под руководством акима области С. С. Билялова позволила возвратить 3 здания бывших детских садов на 494 места, расширить 1 действующее на 100 мест. При 13 общеобразовательных школах открыты и расширены группы мини-центров на 489 мест. Для завершения капитального и текущего ремонта, укрепления материально-технической базы садов «Арай», «Батыр» в текущем году было выделено 68985,0 тыс. тенге. С целью дальнейшего продвижения программы в 2012 году по инициативе акима города Б. С. Жумабекова и при поддержке акима области Серика Султангазиновича Билялова на выкуп и реконструкцию 2-х зданий из областного и городского бюджетов выделено 166,0 млн. тенге. Большое внимание руководством города уделяется проблемам индивидуальных предпринимателей, открывшим свой бизнес в дошкольном воспитании. Однако темпы роста охвата детей по-прежнему остаются низкими. Сдерживающими факторами являются продолжительность процедуры по выкупу и вводу в эксплуатацию новых садов, незавершенность строительства детского сада на 320 мест по ул. Алтынсарина, слабое развитие государственно-частного партнерства. Сегодня в области дошкольного воспитания мы сотрудничаем с ЧУО «Искорка» (Ярочкина З.А.), «Чайка» (Борисова Р.А.), «Василек» (Куницына Л.М.), ясли-садом «Ашык аспан» (Мацкевич Н.А.), мини-центром «Созидание» (Жаркова О.В.), мини-центром «Куырмаш» (Тайжанова С.К.), заключены Меморандумы о сотрудничестве с 9 предпринимателями. Всего в 2012 году будет введено 1054 места, в том числе за счет выкупа 2-х зданий, завершения строительства детского сада на 320 мест, расширения дошкольных мини-центров при общеобразовательных школах, развития ГЧП.
Принципиально новое качество образования — основная задача 12-летнего обучения. Поставленная цель достижима при эффективном подходе к укреплению материально-технической базы и обновлению содержания учебно-воспитательного процесса.
Современный этап характеризуется интенсивным оснащением учреждений интерактивными учебными кабинетами, компьютерной техникой. Свыше 85% школ города укомплектованы лингафонно-мультимедийными классами, кабинетами физики, биологии, на 30% химией. В 20 учреждениях установлены 100 интерактивных досок. Компьютерный парк школ достигает показателя обеспеченности 1 к 14.
В содержании учебно-воспитательного процесса также происходят качественные изменения. Президентом страны указано на необходимость внедрения в процесс обучения современных методик и технологий. С этого года определены базовые площадки по внедрению в учебный процесс передовых наработок Назарбаев Интеллектуальных школ. В нашей области таким учреждением стала казахская школа-гимназия.
В школах города работают 13 экспериментальных и инновационных площадок. Принципиальным новшеством прошедшего года стало начало внедрения электронного обучения «E-learning». В республиканском эксперименте участвуют 7 школ города. Реализация проекта будет способствовать повышению качества учебного процесса, эффективности управления образованием, информационной взаимосвязи с внешней средой. В перспективе все основные и средние школы города будут обеспечены интерактивными цифровыми образовательными ресурсами. Однако задача по развитию интерактивного образования понимается и реализуется слишком узко. Современное он-лайн обучение должно включать проведение интерактивных курсов как в режиме Интернет-общения педагогов и учащихся, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ, интерактивных олимпиад, учебных турниров и игр. Необходимо всячески развивать интерактивные формы дополнительного образования.
Современные интеграционные процессы выдвигают изучение казахского, русского, иностранных языков в образовательные приоритеты. К 2020 году выпускники школ должны 100%-но владеть государственным языком. С этой целью на базе организаций образования открываются казахские классы и группы, проводится мониторинг уровня освоения государственного языка. В детских садах функционируют 34 казахские группы. На базе средних школ № 23 и 26, ясли-сада «Айголек» продолжают работу экспериментальные площадки по расширению зоны использования казахского языка в учреждениях с русским языком обучения. Однако охват детей казахской национальности обучением на родном языке в общеобразовательных школах составляет 59%, 4 казахские школы из 5-ти значительно перегружены. Данная проблема на постоянном контроле первых руководителей области и города. Альтернативным вариантом является открытие классов с казахским языком обучения в школах с русским языком, где имеются свободные места. Такие классы открыты в 14 полузагруженных школах города. Вместе с тем в школах с русским языком казахские классы недостаточно укомплектованы, что является следствием слабой информированности родительской общественности. В связи с этим педагогическим коллективам необходимо проводить для родителей дни открытых дверей, создавать условия для полноценного развития классов с казахским языком обучения в смешанных школах, уделять внимание качеству обучения на государственном языке.
Углубленное изучение иностранного языка осуществляется в 9 учреждениях города. С этого года Министерством образования инициирован эксперимент по изучению английского языка с 1 класса по учебно-методическим комплексам издательства «Cambridge University Press», в него вошли СШ № 5 и 6. В казахской школе-гимназии реализуется проект «Триединство языков», где предусмотрено изучение математики на английском языке. В целом, изучение дисциплин на английском языке — это перспективное направление работы, однако для этого необходимо подготовить кадры.
Сегодня по программам повышенного уровня занимаются 15 школ, из них 8 инновационных учреждений образования. Значительно увеличилось количество учащихся, выбравших естественно-математическое направление обучения в старшем звене с 39% до 66%. Это подчеркивает интерес к изучению технических дисциплин, возросшую степень востребованности математики, физики, химии, биологии. Вместе с тем слабо ведется профориентационная работа. Выпускники зачастую ориентируются не на будущую профессию, а просто на поступление в высшее учебное заведение, не задумываясь, позволит ли полученный диплом стать востребованным на рынке специалистом. Значительную помощь в этом вопросе окажет разрабатываемый по поручению Президента Пятилетний Общенациональный Прогноз казахстанского рынка труда. Вместе с тем сегодня в школах необходимо возрождать профориентацию как составную часть учебно-воспитательного процесса, пропагандировать рабочие профессий, проводить экскурсии на промышленные предприятия, поддерживать тесную связь с учреждениями технического и профессионального образования.
Обращаясь к вопросам эффективности образовательного процесса, участие школьников города (СШ № 6, 10, 20, 43, школа-интернат № 1) в международных исследованиях TIMSS, PISA в области естественнонаучных и математических дисциплин свидетельствует о том, что не все благополучно в качестве преподавания этих дисциплин. Выявляется недостаток у учащихся практических навыков, характеризующих математическую компетенцию, не умение применять научные знания для объяснения естественнонаучных явлений, не владение фактическим материалом. Данные проблемы обусловлены недостаточным вниманием к практической стороне учебного процесса. Всё еще сохраняется академическая направленность образования, жесткая классно-урочная система, не в полной мере учитываются индивидуальные предпочтения учащихся, учителя недостаточно владеют технологиями проектной деятельности и интерактивного обучения. Данную тенденцию подтверждают итоги ЕНТ текущего года.
По итогам ЕНТ средний балл составил 83,13, что выше среднеобластного показателя на 7,47 балла (78,4 — область, 70,9 — республика). 12 выпускников стали обладателями аттестата с отличием, 5 — знака «Алтын белгi». Средний балл, равный 100, показали учащиеся первого городского общеобразовательного лицея (директор Коноплева Е.В.). Однако результаты оказались слабее уровня прошлого года. Самые низкие баллы — по математике (13,48, 2011 год — 15,42), что подтверждает необходимость самого пристального внимания к качеству преподавания цикла физико-математических дисциплин. Значительно ниже прошлого года (2012 год — 15,28, 2011 год — 20,14) знания школьников по истории Казахстана, что требует принятия мер по изменению содержания и формата преподавания предмета.
Новые параметры обучения и воспитания требуют кардинального пересмотра целей, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. «Образование, — подчеркнул Президент в своем Послании, — должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». С этой целью разработан Национальный план действий на 2012–2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. В новом учебном году будет проведено независимое мониторинговое исследование по оценке учебных достижений учащихся 4-х, 8-х, 9-х классов.
Одним из вопросов десятилетия является конкурентоспособность человеческого капитала. В прошедшем учебном году завоевали призовые места в интеллектуальных, творческих и спортивных соревнованиях республиканского и международного уровня 43 воспитанника школ города. В конкурсах изобразительного искусства, вокального и танцевального мастерства стали лучшими учащиеся Художественного лицея, школы искусств «Жас Дарын», школы искусств № 1.
Среди спортивных побед — золотая медаль Чемпионата Республики Казахстан по спортивной акробатике, серебряная медаль Международного турнира по спортивной акробатике в г. Ярославле, серебряная медаль VI Спартакиады школьников и учащейся молодежи РК в метании молота, золотые медали Спартакиады в метании диска, в плавании, бронзовая медаль Спартакиады по художественной гимнастике учащихся СШ № 6, 7, СШ № 1, СШ № 23, НСШ № 31, гимназии «Бэст» и первой гимназии.
Мы гордимся достижениями наших воспитанников на престижных интеллектуальных соревнованиях. 16 выпускников стали призерами международных и республиканских олимпиад по основам наук (гимназия «Бэст», СШ № 4, 8, 23, школа-лицей ПГК, школа-лицей аль-Фараби, казахская школа-гимназия, первый городской общеобразовательный лицей, первая гимназия). На республиканском конкурсе, посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан под названием «?лан байта? ?аза?станым» команда СШ № 20 завоевала Гран-при среди четырнадцати областей. На VII Республиканской педагогической олимпиаде «Дарынды балалар?а — талантты ?стаз» команда школьников города из числа учащихся казахской школы-гимназии заняла 2 место.
Качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионального мастерства педагогов.
Сегодня принципиально изменен подход к повышению квалификации учителей. Разработана методология уровневых курсов по 7 модулям. 20 педагогов из 12 общеобразовательных школ города стали первыми слушателями и сдали квалификационный экзамен в Северо-Казахстанском региональном институте повышения квалификации и Назарбаев Интеллектуальной школе г. Кокшетау.
В школах города немало педагогов-активных участников научно-практических конференций, семинаров, конкурсов республиканского и международного уровней. Учитель русского языка и литературы СШ № 4 (Мурзабаева С.М.) стала победителем республиканского конкурса «?здік педагог — зерртеуші». Учителя английского языка школы-лицея ПГК (Базалийская Н.П., Зикирина С.С.) провели мастер-класс на Международной научно-практической конференции «Возможности и проблемы преподавания и изучения иностранных языков», проходившей в Астане в мае—июне 2012 года.
Расширяя образовательное пространство, учителя Первой гимназии, школы-лицея «Дарын», первого лицея участвуют в международном проекте «Школьные партнерства в режиме on-line», педагоги французского языка гимназии «Бэст» принимали участие в Международном методическом семинаре, прошедшем в г. Астане. Учитель английского языка (Адулова Е.В.) казахской школы-гимназии прошла конкурсный отбор в Летнюю школу Microsoft для инновационных учителей Республики Казахстан.
За последние годы принят комплекс мер для поддержания социального статуса учителя. Установлены доплаты за квалификационную категорию, проведены конкурсы «Лучший учитель 2012 года», «Лучшая организация среднего образования». Призером областного этапа стал преподаватель физики Рамазанов А.Р. (гимназия «Бэст»), а лучшими учреждениями — Первый городской общеобразовательный лицей (диплом 2 степени) (директор Коноплева Е.В.), школа-комплекс национального возрождения № 17 (диплом 3 степени) (директор Каримова Г.Р.).
Вместе с тем анализ исполнения законодательства в области образования выявляет несоответствия в работе учителей-предметников со специальностью в дипломе, что отражается на уровне оплаты труда, порождая конфликтные ситуации. В этих условиях педагогу важно помнить о постоянном профессиональном росте, а руководителям школ — о создании эффективной модели социально-трудовых отношений. Особое внимание Президентом уделяется вопросам повышения качества директорского корпуса в системе среднего образования, как главному локомотиву процесса модернизации.
В школах города осуществляется комплекс мер для обеспечения доступности образования всем слоям населения, эффективности образовательных услуг. Пристальное внимание в этом вопросе уделено детям с особыми нуждами в развитии. 22 ребенка-инвалида, обучающихся на дому, обеспечены комплектом компьютерной техники с учетом индивидуальных потребностей. В детских садах «Чайка», «Гулливер» работают группы для тубконтактных и тубвиражных детей. В СШ № 2, 13, ясли-садах «Болашак», «Солнышко», «Батыр» накапливается опыт инклюзивного обучения. В 10 школах города открыты логопедические пункты, в 24 учреждениях созданы «безбарьерные» зоны для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии.
Особая забота государства о детях-сиротах и оставшихся без попечения родителей. Их в школах города 260, из них под патронатом 33 ребенка. Из республиканского бюджета предусмотрены средства на ежемесячные выплаты денежных пособий опекунам и попечителям на содержание опекаемого ребенка в размере 16180 тенге на общую сумму 40,6 млн. тенге.
Из Фонда всеобуча на обеспечение детей из малообеспеченных семей одеждой, обувью, школьно-письменными принадлежностями, летним оздоровлением и отдыхом в 2012 году предусмотрено 73,8 млн. тенге или 2% от содержания школ.
Однако не все благополучно в вопросах всеобуча. На конец прошедшего учебного года 10 учеников не сидело за партами. В этом направлении необходимо скоординировать работу школы, общественности и правоохранительных органов.
Организация питания — важный компонент учебного процесса. В текущем году бюджетом города выделено 279,1 млн. тенге, это позволило 100-но% обеспечить горячими завтраками учащихся начальных классов и детей из малообеспеченных семей. Однако низок охват горячим питанием учащихся среднего и старшего звена (40,2%). Еще одной проблемой является устаревшее технологическое оборудование столовых, в его замене нуждаются более 80% школ.
Несмотря на то, что медицинское обслуживание организовано во всех школах города, доля детей, находящихся на диспансерном учете, ежегодно растет (33% — 2007 год, 39% — 2011 год). 7% детей с ослабленным здоровьем занимаются физической культурой в специальных медицинских группах. В текущем году будут приняты комплексные меры по мониторингу качественного, витаминизированного и безопасного школьного питания, медицинского обслуживания.
В летнее время ответственность за сохранение здоровье ребенка усиливается многократно. В этой связи, акимом города Б. С. Жумабековым в этом году было уделено особое внимание на подготовку оздоровительных детских лагерей к открытию сезона, на что из городского бюджета было выделено 10 млн. на капитальный ремонт душевых и замену кровли корпусов, на приобретение юрты 4 млн. тенге. По итогам учебного года удалось оздоровлением и отдыхом в загородных лагерях, на летних пришкольных площадках, в спортивных и творческих секциях общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования охватить свыше 85% детей.
Важнейшим фактором формирования социально значимых качеств личности, духовного роста ребенка является создание единого воспитательного пространства школы и семьи. Президент страны в своем Послании «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» подчеркнул: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения». Сегодня дети подвергаются негативным информационным воздействиям извне в десятки раз больше, чем когда-либо ранее. В этом направлении нами проводится определенная работа. На 43 процента снизилась уровень подростковой преступности среди школьников по итогам полугодия в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. Но это не повод для самоуспокоения, следует усилить профилактическую работу совместно с родительской общественностью и правоохранительными органами.
Модернизация воспитательного процесса должна быть сориентирована на привитие учащимся чувства патриотизма, норм морали и нравственности, межнационального согласия и толерантности, законопослушания, внедрения прикладных курсов по краеведению, социализации личности. И в этом направлении сделаны определенные шаги. Петропавловск входит в число городов Казахстана, реализующих проект «Город, дружественный к ребенку». В нем участвуют 7 учреждений образования. В школах созданы детские общественные организации, насчитывающие более 14 тысяч учащихся, развивается единая детско-юношеская организация «Жас ?лан». Хорошими примерами сотрудничества, направленного на социализацию детей, является двухлетний опыт работы СШ № 21 с Департаментом по защите прав детей СКО по программе «Омір б?л ба?ыт», «Школа нравственно-духовного роста человека» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрение технологии Школьной службы примирения в СШ № 2, которое реализуется также с участием специалистов департамента. С нового учебного года в этот проект подключаются школы № 9, 23, 26, 32. Я думаю, положительных примеров подобного сотрудничества должно быть больше.
Как показывает практика, занятость учащихся во внеурочное время, участие в кружковой внешкольной деятельности способствует профилактике и снижению правонарушений. Охват подростков дополнительным образованием в городе составляет 77,3%. Вместе с тем необходимо продолжить развитие внешкольных организаций образования, укреплять их материально-техническую базу, увеличивать число кружков в школах, развивать детско-подростковые клубы в микрорайонах. Сеть ДПК ежегодно расширяется, в этом году их 19. В новом учебном году начнут работать клубы спортивного, военно-патриотического и технического направлений в школах № 7, 23.
Привлечение ребят к занятию спортом, формирование здорового образа жизни — направление, в котором многое предстоит сделать. В 7 школах города установлены футбольные поля с искусственным покрытием. В целях реализации инициативы Президента страны по развитию массового спорта в СШ № 4 завершено строительство многофункциональной спортивной площадки. Стоимость спортивного комплекса 37 млн. тенге, спонсором выступила компания КазТрансОйл. В этом году по инициативе акима города из городского бюджета выделены средства и установлены уличные тренажеры в СШ № 4, 26 и городской классической гимназии, футбольное поле в СШ № 7. Завершено благоустройство спортивной площадки в СШ № 9. Это значительный вклад в развитие социальной инфраструктуры нашего города.
В целом, к вопросам воспитания в каждой организации образования необходим комплексный подход с привлечением социально-педагогической службы, родительской общественности, инспекторов отдела по делам несовершеннолетних. Необходимо искать такие приемы духовно-нравственного воспитания молодежи, которые бы нацеливали их на решение индивидуальных задач взросления и успешной социализации, преодоления «социального инфантилизма» и неумения стать зрелым гражданином, а научить ответственности за свою будущую взрослую жизнь.
Сегодня важным условием является открытость работы учреждений, где большую роль играет Попечительский совет как одна из форм самоуправления. В 31 организации образования накоплен опыт социального партнерства, неслучайно республиканский семинар по работе Попечительских советов прошел в феврале 2012 года на базе школ города. Нам работу в этом направлении необходимо продолжить и совершенствовать. Попечительские советы должны стать эффективными общественными контролерами деятельности учреждений, качества и прозрачности их работы, тесно взаимодействовать с государственными органами, школой и обществом.
Для достижения успеха сегодня очень важно грамотное использование в управлении всех образовательных ресурсов: финансовых, кадровых, информационных, материальных. С этой целью система образования города в ближайшей перспективе должна быть нацелена на решение следующих задач:
В сфере дошкольного образования — реализация государственной программы «Балапан» по увеличению охвата детей от 3-х до 7 лет различными формами дошкольного воспитания. Согласно Посланию Президента страны «Построим будущее вместе!» доля детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, к 2015 году должна составить 74 процента, а к 2020 году — 100 прцентов. В нашем городе ожидаемый процент охвата детей к концу 2012 года составит 67,9%.
В общеобразовательных школах — обеспечение условий для перехода в 2020 году на 12-летнюю модель образования. Для этого продолжится работа над укреплением материально-технической базы организаций, будут внедряться интерактивные формы дополнительного образования и учебные программы онлайн обучения, интерактивные олимпиады, инновационные курсы по краеведению, социализации личности, что отразится на качестве образовательных услуг, повысит воспитательную составляющую образовательного процесса. Будут приняты меры по качественному повышению квалификации педагогических кадров. В связи с этим будет улучшена подготовка по базовым общеобразовательным предметам.
Дальнейшее увеличение охвата детей дополнительным образованием будет способствовать формированию здорового образа жизни, пропаганде среди подрастающего поколения постоянной потребности занятия спортом, творческой реализации, профилактики девиантного поведения среди детей и подростков. Для решения данной задачи будет проведена работа по расширению сети детских подростковых клубов, кружковой работы в общеобразовательных школах, усилена работа по техническому, спортивному направлениям, охват достигнет 77,5%.
Осуществление всех вышеперечисленных мероприятий будет первым шагом на пути модернизации, достижения высокого качества образовательной системы города.