История Kodak

"Буква К — моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К. И слово „Кодак” — результат моих исканий".

Написав это в своём дневнике, Джордж Истман явно скромничал: его искания много шире и больше, нежели изобретение слова, навсегда вошедшего в лексикон всех фотографов мира. Основатель фирмы "Кодак" Джордж Истман был настоящим гением, многогранным талантом, в котором уживались невероятная изобретательность, потрясающее деловое чутьё и искренняя человечность и любовь к людям...

Детство гения/

Если внимательно присмотреться к истории бизнеса, то можно выявить одну любопытную закономерность: многие, очень многие компании, транснациональные корпорации, всемирно известные фирмы современности были основаны на стыке XIX и XX веков некими одержимыми идеями одиночками, сочетающими талант изобретателя и бизнесмена. Они чаще всего происходили из небогатых семей, прилежно учились, трудились... пока однажды не наступал в судьбе тот единственный миг, который позволял их мечте выйти на первое место, захватить сознание полностью и в дальнейшем - уже никогда не покидать человека...

Первые 24 года жизни Джороджа Истмана мало чем выделали его из десятков миллионов остальных граждан Америки. Он родился 12 июля 1854 года в городке Уотервилль, штат Нью-Йорк. В семье Истманов до рождения Джорджа уже было двое детей - и чтобы их прокормить, отец Джорджа вынужден был переехать в город Рочестер, который, собственно и можно считать настоящей родиной основателя корпорации "Кодак".

К сожалению, новое место жительство не было особенно благосклонно к Истманам: спустя несколько лет после переезда Джордж Истман-старший умер, оставив семью в крайне затруднительном финансовом положении. Понимая, что теперь он отвечает за мать и сестёр, Джордж бросил школу и с 14 лет пошёл работать - сначала курьером, а позже - агентом одной из местных страховых компаний.

Денег, которые зарабатывал молодой Истман, было явно недостаточно - поэтому вечерами Джордж изучал бухгалтерское дело и экономическую теорию, что позволило ему спустя пять лет найти работу в Сбербанке Рочестера. Там дела Истмана пошли лучше - и Джордж, наконец-то, получил возможность немного расслабиться и отдохнуть.

Отдохнуть он решил в прямом смысле этого слова - взяв отпуск, Джордж Истман запланировал поездку на Гаити, в Санто-Доминго. Райский уголок Джороджу прорекламировал сослуживец, он же предложил Джорджу взять с собой фотоаппарат - чтобы запечатлеть красоты Карибского моря на всю жизнь. Джордж, как человек решительный и разумный, с благодарностью принял совет друга и незамедлительно приобрёл фотоаппарат. Это стало поворотной точкой в его судьбе...


Отпуск, которого не было/

С поездкой на Гаити у Истмана не сложилось. Фотоаппарат - громоздкая, дорогостоящая коробка, размером с хороший сейф, осталась стоять без дела. Закупленные к нему фотографически пластины сохли. Деньги, потраченные Джорджем на обучение пользоваться всем этим хозяйством, пошли в никуда. Огорчение да и только - для человека, не способного увидеть в самом горьком и отрицательном опыте положительных сторон. Истман был не таков.

Трезво оценив (по этому небольшому эпизоду из личного опыта) состояние современной ему фотографии, Джордж во что бы то ни стало решил изменить существующее положение вещей. Что же он задумал?

Во-первых, Истману совершенно не понравилась ужасающая громоздкость фотоаппаратуры. Сама камера, хрупкие и тяжёлые стеклянные пластины, фотоэмульсия, реактивы, обязательный штатив, масса специальной посуды - всем этим мог пользоваться либо профессионал, либо очень увлечённый человек.

Именно малая доступность фотографирования стала второй проблемой, с которой решил бороться Истман.

Третье же, что бросилось в глаза Джорджу - это общий кустарно-индивидуальный уровень производства оборудования и расходных материалов для фотографии. Даже пластины для фотографирования большинство готовило самостоятельно - смешивая ингредиенты по журнальным рецептам и намазывая получившийся состав на стеклянные прямоугольники.

Первым шагом к успеху "Кодака" для Джорджа Стало создание сухих фотопластин - стеклянных основ, покрытых составом эмульсии, способной сохранять светочувствительность и после высыхания. На этот незамысловатый химический эксперимент Истман потратил без малого три года, занимаясь исследованиями по вечерам - после рабочего дня в банке.

Прорыв случился в 1880 году, когда созданный Джорджем состав наконец-то стал сохранять фотосвойства после высыхания. Уйдя из банка, Истман организовал небольшое производство "сухих пластин", как он их назвал. Вскоре его находит первый инвестор - некий Генри Стронг, благодаря которому Истман создаёт компанию Eastman Dry Plate Company.

Компания работает несколько лет, насыщая рынок "сухими пластинами", прежде чем Джордж приступает к новому этапу - созданию фотоплёнки, миниатюризации фотокамеры и продвижению фотодела в широкие народные массы.

Шаги в народ.

Фотоплёнка, официально изобретённая компанией "Кодак", начиналась так. Джордж Истман, наладив производство "сухих пластин" решил подыскать для нанесения своего фоточувствительного состава новую, менее хрупкую и тяжёлую основу. Поначалу он экспериментировал с бумагой - доведя процесс до вполне реализуемых в продаже образцов. Бумажная плёнка сворачивалась в рулоны и помещалась в изобретённую Истманом камеру, оснащённую механизмом прокрутки и счётчиком кадров.

Постепенно фирмой Истмана был выработан стандарт плёнки, который был использован в первой первая камере "Кодак" размером примерно 6 x 3,5 x 4 дюйма. Камера сопровождалась инструкцией, содержащей всего лишь набор элементарных действий: направить камеру; нажать на кнопку; повернуть ключ; дернуть шнур. Объектив передавал круглое изображение диаметром 2,25 дюйма на плёнку, содержащую 100 кадров и помещенную в ролик. Кроме того, пользователям была предложена "специальная услуга": камера с отснятым роликом посылалась по почте обратно производителю, и через некоторое время он возвращал её, заряженную новым роликом. А все имевшиеся на присланной плёнке кадры, отпечатанные и наклеенные на картон. Всё это сопровождалось рекламным слоганом "Вы нажимаете на кнопку, а мы делаем все остальное" - самой известной фразой, придуманной Истманом.

Мировая гастроль "Кодакъ".

Как уже было сказано, главной мечтой Джорджа Истмана была всемерная популяризация фотографии и переход её из технически сложной технологии в массовое явление. Изобретая свои камеры, составы, плёнки, Истман не забывал, что это - не главное. Главное было - дать простому человеку информацию о своих изобретениях, сделав их использование для него максимально удобным.

Истман беспредельно верил в рекламу и её возможности. Долгое время он самостоятельно придумывал рекламные тексты для своей продукции, помещая их в ведущие газеты и журналы. Надо отметить, что маркетологом и креативщиком Истман был очень и очень неплохим: многие идеи Джорджа Истманав области рекламы стали воплощаться менеджерами по рекламе следующих поколений. Например, именно Истман придумал образ "кодаковской девушки", держащей фотоаппарат и улыбающейся фотографам. А в 1897 году слово "Kodak", освещенное лампочками на Трафальгарской площади, стало одним из первых логотипов, используемых в рекламе. Кстати, само слово "Kodak" было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году.

Продуманная техническая база, хорошая рекламная кампания и настойчивость самого Истмана дала свои плоды: в 1896 году была выпущена стотысячная камера Kodak, её новый, "карманный" вариант стоил всего пять долларов. Но Джордж Истман не собирался останавливаться на достигнутом, желая создать фотоаппарат стоимостью всего один доллар. И это ему удалось! В 1900 году в продажу поступила первая модель ставшей впоследствии крайне популярной серии Brownie. При цене пленки всего в пятнадцать центов это сделало фотолюбительство абсолютно доступным увлечением для миллионов людей во всем мире. И одновременно с жителями Америки и Европы новинку от компании Истмана смогли купить жители обеих столиц Российской Империи, где Kodak ("Кодакъ") открыл свои отделения.

Век фото.

Собственно, на этом историю становления Kodak можно и закончить. Потому что все следующие годы и десятилетия - это история развития, достижений и неизменного лидерства в создании новых фотоаппаратов и плёнки, как правило, становящихся стандартами качества и эталоном для фотолюбителей во всем мире. Не будет преувеличением сказать, что всё следующее столетие в фотомире прошло под знаком Kodak.
2 063 0 05-12-2010
Комментарии:
Войдите в свой аккаунт, или зарегистрируйтесь для комментирования публикаций.
Новости партнеров
Loading...
Выгодные авиабилеты